В средние века традиции «хождений» появились и в Белоруссии. Наиболее яркое из них – путешествие несвижского князя Миколая Криштофа Радзивила по прозванию Сиротка. В 1583 – 1584 гг. он побывал в Восточном Средиземноморье и оставил текст дневников своих странствий, впервые опубликованных в 1601 г. Дневник издавался 19 раз! Князь хотел обо всем рассказать не «наподобие историков» – для этого можно было и не выходить из дому, – а основываясь на собственных наблюдениях. Но, тем не менее, Сиротка критически разбирает и сочинения своих современников, в частности фантастические вещи, относящиеся к Африке: «Кедрей пишет, что такой величины этот зверь (речь идет о гиппопотаме) бывает, что слона может целиком проглотить… Но чтобы он смог съесть слона, это невозможно!» Сиротка видел гиппопотамов в Египте. Там же он побывал у сфинкса и у пирамид, а в Александрии – у древнехристианской колонны. В пещерах, где находились захоронения, видел множество тел, у которых «мумию берут» (в те времена вещества мумии считались лекарством).
Но больше всего его интересовало хозяйство тех стран, где он бывал, – особенно возделывание цитрусовых и винограда.
Когда Сиротка покидал Каир, его со спутниками подвергли таможенному досмотру, но таможенник, услышав, что путешественники разговаривают не по-местному, быстро их отпустил, ибо сам оказался евреем родом из «Хелма русского» (город под Люблином)…
Много места в «Путешествии» отведено описаниям неведомых в Белоруссии животных – обезьян, хамелеонов – вполне реальных млекопитающих, тогда как до этого читатели удостаивались сообщений о разных «китоврасах» (кентаврах) и иных мифических существах. Сиротка же рассказывал о настоящих киноцефалах – собакоголовых обезьянах – павианах, а также циветтах, леопардах и диких козах, а в Каире видел страусов, «которые бегают быстро, как и наши дрофы».
В октябре 1584 г. он уехал из Александрии, и в море судно попало в страшный шторм. Суеверные пассажиры увидели причину шторма в двух мумиях, которые путешественник вез с собой, и заставили выбросить их за борт.
Русское издание книги Сиротки оказало значительное воздействие на умы отечественных читателей. Она помогала им правильнее оценить и другие «хождения», например Трифона Коробейникова (путешествия Василия Позднякова).