Совершил целый ряд экспедиций по изучению Дальнего Востока: Южного Приморья, гор Сихотэ-Алиня, Командорских островов, Камчатки. Очерки о своих путешествиях объединил под общим названием – «Из путевого дневника». Его книги об увиденном, пережитом, исследованном – «По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «В горах Сихотэ-Алиня», «Дерсу Узала» написаны с такой увлеченностью, наблюдательностью и научной обстоятельностью, что дали основание М. Горькому сказать, что их автор «объединил Брэма и Купера».
Рядом с именем Владимира Клавдиевича будет правомерным назвать доброго, мудрого, верного его проводника Дерсу Узала. Бесчисленное количество раз он оберегал, подсказывал, объяснял, скрашивал быт и тяготы походной жизни в горах и тайге. Его имя является, может быть, не менее нарицательным, чем Санчо Пансо у Дон Кихота. Но у «благородного рыцаря» была сравнительно краткосрочная «экспедиция», а Владимир Клавдиевич прошел сотни и тысячи километров со своим спутником при полном взаимопонимании, учебе у знатока природы, бережного охотника, хранителя жизни.
Не напрасно у людей сложилось выверенное богатым опытом понятие – счастье взаимопонимания. Как говорится, дай Бог каждому такого спутника в путешествиях и скитаниях! Об этом образе, обогащенном писательским талантом, так размышлял И. А. Ефремов, говоря о перспективе романтики по сравнению с «детальным взглядом» реализма: «…Без надежды, мечты и сама жизнь невозможна. Чем меня привлекает такая фигура, как Дерсу Узала? Он дан как тип исторический, во всей связи с природой, а потом уже как индивидуальный характер. Тут обычаи, традиции, широкий охват жизни, ее закономерностей».
И еще надо сказать о глубоко уважительном отношении Арсеньева к аборигенам, местным жителям за их гостеприимство, отзывчивость, от чего так во многом зависит быт, успешная работа, судьба путешественника. («У местного китайского населения сильно развито внимание к путнику. Всякий прохожий может бесплатно прожить в чужой фанзе трое суток…»)
Годы жизни 1872 – 1930