Детство будущего поэта прошло в среде московского и петербургского дворянства. В юности он находился под сильным влиянием известных поэтов той поры. Можно с уверенностью сказать, что увлечение Востоком пришло к молодому Муравьеву в Крыму, и именно свои крымские стихи он читал Пушкину, который и сам был не чужд путешествий. А Мицкевич знакомил Муравьева со своими «Крымскими сонетами»…
В русско-турецкую войну 1828 – 1829 гг. вместе с армией он прошагал от Молдавии до Адрианополя и все свободное время тратил на изучение языков. Побывал в Стамбуле, где приобрел несколько важных знакомств. И родилось решение ехать в Египет. Вскоре он уже в Александрии, затем – Каире. «И нельзя не плениться сею живою картиною Востока, иногда неприятной в частях, но всегда привлекательною в целом, ибо с юных лет воображение устремляет нас в сей чудный край, как бы на родину солнца, где все должно сиять особенным блеском, где мы привыкли черпать поэзию в речах людей, в их первобытных, неизменных нравах, в самой их дикости, которая нам, избежавшим оной, уже кажется новостью и предметом занимательности…»
Муравьев посетил православный монастырь св. Георгия и патриаршее подворье в Каире, где был принят православным патриархом Египта. Его допустили в архив патриархии, где он увидел дарственные грамоты царей Алексея Михайловича и Петра I и императрицы Анны Иоанновны. Далее путь его лежал в Иерусалим, где он встретил африканцев-христиан. И потом – в Одессу.
В 1830 г. Муравьев заканчивает двухтомное «Путешествие по святым местам», которое критики единодушно причислили к лучшим образцам географической литературы первой трети XIX в. За восемь лет книга выдержала четыре издания! Говорили, Пушкин посвятил ей свои не дошедшие до нас строки, а Лермонтов написал в доме Муравьева свою знаменитую «Ветку Палестины».
Годы жизни 1806 — 1874