Портрет этого человека легко себе представить по широко известной картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это с него художник рисовал писаря, который сидит с пером в руке в центре веселой, гомерически хохочущей компании. Его полушутя-полусерьезно так нередко и называли «казацким писарем» (при этом надо иметь в виду, что такое звание у запорожцев в Сечи соответствовало ни больше ни меньше как министру иностранных дел). Историк, археолог, фольклорист, этнограф, писатель, он не только проработал массу источников по различным архивам для написания своего трехтомного фундаментального труда – «Истории запорожского казачества», но и был неутомимым собирателем старины по этой теме. Для этого ему пришлось немало проехать и пройти по родной Украине. Вел нелегкие археологические раскопки, записывал песни, предания. Для такого целенаправленного занятия у него была основательная подготовка: учеба в Харьковском университете, работа приват-доцентом в Московском университете.
В 1891 г. как политически неблагонадежный был сослан под надзор полиции в Ташкент, где вел научную деятельность в области истории и археологии. Составил «Путеводитель по Средней Азии в археологическом и историческом отношении» (1893 г.). А с 1902 г. на протяжении четверти века возглавлял в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) историко-художественный музей (ныне Днепропетровский исторический музей им. академика Д. И. Эварницкого). И неутомимо ездил, ходил, копал, собирал, много писал, издавал. Был общепризнанным знатоком народного быта и языка, стал академиком. Являлся ответственным руководителем археологических раскопок на территории строительства Днепрогэса. Кроме того, опубликовал ряд поэтических сборников, роман, повесть…
Была у Яворницкого и еще одна забота. Во время поездок по дорогам южноукраинской степи нельзя было не обратить внимание на высокие, когда-то насыпанные древние курганы. Земля полнилась слухами о зарытых в них сокровищах. Археологические раскопки действительно привели ко многим сенсационным находкам в скифских захоронениях золотых украшений, драгоценностей, оружия. А на самих этих таинственных курганах-могилах нередко маячили изваяния. Их в простонародье называли «каменными бабами» – под таким термином они вошли и в научный обиход. Эти памятные статуи устанавливались кочевниками на могильниках родоплеменной знати: подобной чести удостаивались богатые воины и женщины. (Аналогичные «идолы» известны не только в Причерноморье, но и на юге Сибири.)
Но эти «истуканы» все чаще и чаще с конца XIX в. начали исчезать с курганов. То их разбивали как «виновников» засух и других бед невежественные селяне. То «украшали» ими усадьбы, а то и просто использовали для хозяйственных нужд. Заботами историка Яворницкого очень многие «каменные бабы» были разысканы и свезены во двор музея и таким образом сохранены как ценные памятники культуры для обозрения и науки. По примеру Днепропетровского музея имени академика Яворницкого со временем были организованы музей-заповедник Запорожского казачества на острове Хортица у нынешнего Запорожья и музей в Никополе – в местах бывшей «казацкой республики».
Яворницкий (Эварницкий) Дмитрий Иванович (1855 – 1940)