В 1807 г. командовал шлюпом «Диана», который был направлен в северную часть Тихого океана для географических открытий. По пути шлюп был задержан англичанами у мыса Доброй Надежды на… целый год! И Капская колония, край далекий и неведомый, стал ближе россиянам во многом благодаря сочинениям Головнина, который на шлюпе «Диана» обогнул Африку и долгое время гостил в южноафриканском порту Саймонстаун (тогда он назывался Симансштадт). Политическая обстановка в мире тогда была напряженная.
Англичане из союзников становились противниками, и в тех уголках земного шара, куда направлялась «Диана», это грозило самыми печальными последствиями. В Южной Африке шлюп взяли под неусыпный контроль. И все же капитану удалось под прикрытием шторма вывести в мае 1809 г. судно из порта, и оно благополучно пришло в Петропавловск. Потом Головнина ждало еще много приключений – трехлетний японский плен, кругосветное плавание… Он посетил Камчатку, Командорские и Алеутские острова, остров Кодьяк, Гавайские и Марианские острова. Оставил превосходное описание Кейптауна (Капштадта), местных племен и нравов буров.
В 1811 году он получил предписание составить карты и описания Южных Курильских островов. Именно там во время работ у острова Кунашир Головнин и его подчиненные – 2 офицера и 4 матроса – были захвачены в плен. У русских моряков, обвиненных в шпионаже, были изъяты личные вещи и бумага. Однако Головнин изобрел собственный способ вести «журнал»: завязывая узелки из разноцветных ниток, надерганных им из одежды. Именно этот «дневник заключенного» лег в основу «Записок в плену у японцев», которые Василий Михайлович принялся писать в 1814 году, вернувшись в Петербург. О причинах, заставивших его взяться за перо, он сказал в предисловии к первому изданию своей книги: «Не нужно распространяться о том, сколь мало Япония известна в Европе, хотя было время, когда японцы, не имея понятия о корыстолюбии европейцев, допускали их в свое государство».
Без раздражения и обиды, естественных в его положении, напротив, с живым доброжелательным интересом пленный русский моряк рисует портреты и картинки из жизни своих тюремщиков, отмечая их сдержанность, мужество трудолюбие. Эти записки можно без преувеличения причислить к бестселлерам XIX века. Уже в первые годы после выхода в свет (1851) они выдержали несколько переизданий на родине и были переведены на основные европейские и японский языки. Ими зачитывались К. Н. Батюшков и А. А. Бестужев. И. А. Гончаров использовал их как образец в работе над «Фрегатом «Паллада». По рекомендации Л. Н. Толстого они были переработаны для народного чтения и вышли под заглавием «О том, как русских японцы в плену держали». Столь устойчивая популярность книги определялась не только занимательностью сюжета и живостью изложения, но и несомненным читательским интересом к судьбе автора – боевого офицера, путешественника, ученого.
Всемирно знаменито сочинение В. М. Головнина «Путешествие… шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку…». Однако мало кто знает, что Василий Михайлович в «интересах подготовки морских офицеров» перевел «Описание примечательных кораблекрушений» в 3 частях, самостоятельно написал 4-ю часть о кораблекрушениях на флоте (1822). Именем Головнина названы пролив в Курильской островной гряде, мыс и гора на Новой Земле, мыс на полуострове Ямал.
Головнин Василий Михайлович (1776 – 1831)