Челюскин Семен Иванович, русский полярный исследователь, капитан 3-го ранга




Выходец из семьи калужского мелкопоместного дворянина. Семен с детства увлекался книгами о морских путешествиях и буквально грезил ими. Поэтому, когда мальчик подрос, отец определил его в Московскую школу математических и «навигацких» (навигационных) наук. Значение этой школы для русского флота очень велико. Здесь были выпестованы кадры первых русских морских офицеров. Школа была своего рода подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способных учеников переводили в Петербургскую морскую академию. Одним из слушателей этой академии стал и Челюскин. Окончив ее в 1726 г., был зачислен на морскую службу Балтики в чине подштурмана.

 

О второй Камчатской экспедиции Челюскин услышал от В. Прончищева, которого знал с детства. Челюскин загорелся желанием принять участие в экспедиции и подал рапорт с просьбой включить в отряд Прончищева. В апреле 1733 г. он был зачислен в состав экспедиции и временно произведен в штурманы.

Челюскин стал ближайшим помощником Прончищева и все работы по изучению побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Хатангского залива проводил под его непосредственным руководством, выполняя также самостоятельные исследования. В частности, в обязанности Челюскина входил промер морских глубин.

В августе 1736 г., когда Прончищев умер, Челюскин принял командование судном «Якутск», на котором экспедиция проводила свои исследования. В конце сентября он отправил в Якутск рапорт о результатах экспедиции и о смерти Прончищева, а в декабре выехал туда сам. Челюскин хотел, повидав Беринга, отправиться в Петербург для личного доклада. Но в Якутске Беринга не застал – он выехал на Камчатку. Преемником Прончищева был назначен Х. П. Лаптев, который прибыл в Якутск весной 1739 г. К этому времени парусно-гребное судно «Якутск» было отремонтировано и готово к плаванию.

История не оставила документальных свидетельств о том, как встретились Х. Лаптев и С. Челюскин. Однако их последующий совместный труд по изучению крайнего севера Азии (в основном Таймырского полуострова) свидетельствует о том, что они работали дружно, глубоко уважая и взаимно доверяя друг другу.

Челюскин по поручению Лаптева самостоятельно выполнил несколько ответственных заданий по изучению Таймыра. Так, он детально обследовал в 1741 г. территорию полуострова от устья реки Пясины до устья Нижней Таймыры. Затем повторил этот путь и первым достиг крайней северной точки Азии, которую назвал Северо-Восточным мысом. Челюскин изо дня в день вел журнал, куда обстоятельно заносил все данные о природе Таймыра; он изучал характер льдов и их движение, вел промеры глубин.

Журнал Челюскина представляет собой примечательный документ. Каждая его запись свидетельствует о глубокой научной подготовке и волевом упорстве исследователя. Как ни сурова была зимняя стужа, как ни слабы были люди и собаки, на которых они передвигались, он никогда не жаловался. Только вел подробную запись того, что наблюдал.

В 50-х гг. XIX в. известный русский исследователь Таймыра академик Миддендорф писал: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… Он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до тех пор напрасно делались все попытки». Воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, Миддендорф в своей карте назвал Северо-Восточный мыс именем Челюскина. Это название в 1878 г. было введено в международную географическую литературу.

Именем Челюскина также названы остров в Таймырской губе и полуостров в самой северной части Таймыра. Его имя было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. за одну навигацию Северный морской путь, но в конце вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед полярников многократным эхом повторила имя Челюскина всему миру.

 

 

Семен Иванович Челюскин(ок. 1700 – после 1760)




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий